Е.П. Мухин
Борьба с фашизмом началась в 1936 году, когда испанский народ выступил, вступив в бои с этими завоевателями. Наши добровольцы, в основном летчики, сражались на стороне испанского народа.
Наше поколение принимало участие в этих событиях: принимало беженцев, согревало своим теплом, подражало поведению испанских детей, по их образцу носило одежду, например, головной убор – «испанку с кисточкой». «Играли в войну» против фашистов, а я соорудил деревянный пулемет с трещинкой и после школьных занятий, находясь дома в сооруженном мною окопе, расстреливал фашистов из своего пулемета.
Война началась 21 июня 1941 года. Я родился в г. Кременчуге 14 июня 1929 года. Немецко-фашистские войска вместе с союзниками из Европы без объявления войны захватили территорию России, Украины, Белоруссии. Уже в августе этого года фашисты оказались около города Кременчуг Полтавской области.
Нас бомбили, обстреливали из орудий: разрушили железнодорожный вокзал и мост через Днепр, соединявший город Крюков с Кременчугом.
Мне было 12 лет. Старший брат Павлик был призван в армию. Папа находился дома, после операции. Решили покинуть город. На подводе, с двумя чемоданами отъехали от города на 15 километров и погрузились в железнодорожный эшелон.
Этот эшелон, не доезжая до Полтавы бомбили фашистские самолеты, но безуспешно. В Полтаве нас встретила местная администрация: накормили, дали продуктов на каждого человека и отправили в г. Харьков. Прибыв в этот город, мы несколько раз были подвержены бомбардировкам. Мы не пострадали. В Харькове нас обеспечили необходимыми продуктами и отправили в Баку. По пути движения произошли два эпизода. Первый: ночью эшелон преследовали два фашистских бомбардировщика. Команда, сопровождающая поезд, приняла решение остановить его, погасить свет в вагонах и печь, топку и прекратить движение. Самолеты, кружась около поезда, потеряв его из вида, сбросили бомбы вне железнодорожного полотна.
Очередной раз бомбили днем: были жертвы среди людей, и разрушило железнодорожное полотно.
Пассажирам оказали медицинскую помощь, железную дорогу восстановили буквально за 3-4 часа. Поезд двинулся в Баку, почти на каждой большой железнодорожной станции нас кормили и давали продукты!
На оккупированной фашистами территории оказались мои школьные друзья: Сергей Белявский и Саша Соболевский и три двоюродных сестры Вера, Люба, Валя в г. Мариуполе. Названных и неназванных школьников вывезли, как подопытных в Германию, использовав их в медицинских целях, – сожгли в топках.
Оставшиеся в городе Кременчуге евреи, коммунисты были повешены или расстреляны. Из Украины вывозили все, даже чернозем. О сестрах расскажу отдельно. Их в результате облавы погрузили в эшелоны и повезли в Германию. Девушки, находясь в вагоне, постановили: девчонок 12-13 лет спасти. Ложками, вилками, ножами «прогрызли» три половых доски вагона и, когда эшелон подходил к железнодорожной станции, «высадили» их под вагон – 5 девушек и среди них была моя сестра – одногодка – Вера. Кстати, среди вывезенных рабынь – девушек, по свидетельству немецкого врача, обследовавшего их, более 90% было девственницами. За эту оценку его отправили в концлагерь, где и умертвили.
Люба и Валя выполняли роль рабынь, но уже ХХ век! Старшая сестра Валя при встрече с Любой говорила: «Если бы мне дали одного фашиста, я б его разрезала на куски и отдала его мясо собакам!». Вот, что такое фашизм.
Продолжаю описывать поездку в Баку. На вокзале города нас встретили, хорошо накормили, дали продукты на дорогу и отправили в г. Ташкент, а после в г. Ката-Курган Самаркандской области. В этом городе нас ждала администрация, расселили по квартирам и на следующий день папа и мама пошли на работу, а я знакомился с местными мальчишками. Парман, Нурхады, Гайзнур, Алдохин стали моими друзьями. Научили меня узбекскому, татарскому языкам, а им рассказывал содержание прочитанных книг. Я уже с первого класса посещал библиотеку. Прочитал «Таинственный остров», «Капитан Немо», «Робинзон Крузо» и другие книги, которые вызывали у сверстников восхищение.
Мы постоянно слушали сообщения с фронтов Великой Отечественной войны. Конечно, огорчались, когда наши войска отступали, но когда узнали о разгроме фашистов под Москвой, то возгордились за наш народ, его войска. Ведь впервые захватчики нашей земли получили по заслугам! Турция, Япония отказались воевать с нами! А это что-то значило!
Местные органы власти не забывали беженцев, буквально все семьи один раз в 2-3 месяца обрабатывались санэпидстанцией (мы ее называли «поджарка»): одежда, постельные принадлежности подвергались физической и химической обработке. Все беженцы мылись под душем (взрослые отдельно, девушки отдельно от мальчиков). О каких-то инфекциях и заболеваниях я ничего не слышал. Почему же происходила санобработка – мыла и моющих средств не было – все уходило на фронт! Повседневно семьи обходились золой из деревянных дров или специальной глиной. Это и были моющие средства!
Дрова мы сами изготовляли. Я, мама, а иногда папа ходили за город, собирали отходы от животных и делали так называемые «кизяки» они выглядели как кирпичики (отходы, смешанные с глиной) сушились на солнце, а потом использовались как дрова.
Трудовые будни были таковыми. В школу пошел в 1942 году. Доставлял, так называемый обед, выдаваемый на хлопкозаводе, где папа работал, встречал маму.
Вспоминаю два эпизода. Первый. В дождливый выходной день я доставлял обед и хлеб, и перевернулся! С содержимым. Собрал все с грязью и принес домой. Если б кто-то знал, как я плакал, плакал, плакал!!! Родные меня успокоили и сварили кашу, где была половина земляного песка. Ее надо было не жевать, т.к. песок застревал, а сразу глотать! Справились! Хлеб, который получали, кушал в конце приема пищи, как конфеты!!!
Второй эпизод. Когда я встречал маму с работы, то меня остановил солдат, стоящий на посту, дал мне деньги и попросил купить: лепешку, семечки, папиросы. Все я купил, получил сдачу и стал рассуждать – не употребить ли все это? Ведь солдат на посту, он его не бросит! Принял решение: все отнести солдату. Что и сделал! Солдат поделился со мной, поблагодарил, взял сдачу. А я гордый, преисполненный долга, пошел встречать маму. Так, в жизни поступал много раз в подобных случаях.
В г. Катта-Кургане я окончил 5 класс и в 1943 году возвратился в г. Кременчуг. Возвратившись в 1943 г. в Кременчуг, увидел разгромленный город и несколько знакомых по детству ребят. В этом городе я работал и учился, окончил 10 классов.
Детство военных лет предопределило мой смысл жизни. Учеба, служба, работа. Результат – создал семью. Получил от детей внуков, правнуков. Построил дачу, посадил деревья. Окончил два ВУЗа, стал ученым, писателем, полковником. Разве это мало для одного россиянина, который еще пишет очередную книгу.