Районный просветительский марафон «Исторический ландшафт Смутного времени»
Смутное время, без сомнения, – один из уникальных, «осевых» периодов русской истории. На рубеже XVI-XVII вв. разрушались порядки и институции, освященные традицией, возникали прецеденты, не имевшие место в предшествующие столетия.
Лихолетье нашло широкое отражение в литературе, изобразительном искусстве, музыке, став важнейшей частью русской культуры.
В программе:
31 октября
11:00 – онлайн-беседа «Героическая оборона Смоленска в период Смутного времени» / Павел Анатольевич Тимашков, заведующий Историческим отделом Смоленского государственного музея-заповедника / библиотека им. А.П. Чехова [12+].
В этом году исполнилось 415 лет со дня начала обороны Смоленска в период Смутного времени. Осада города польскими войсками началась в сентябре 1609 г. и завершилась в июне 1611 г.
В условиях блокады смоляне испытывали большие трудности, но не сдавались. После нескольких штурмов, устроенных неприятелем, город пал, но, тем не менее, враг был задержан у городских стен почти на 2 года. Более 40 лет Смоленск находился в составе Речи Посполитой и только в 1654 г. вновь вошёл в состав России.
Говорим о героической обороне Смоленска в 1609-1611 годах, о подвиге, совершённом защитниками города.
15:30 – патриотическая игра «Отечество в наследство нам дано» / библиотека им. И.В. Мичурина на площадке соседского центра «вМесте» [12+].
Вспоминаем события Смутного времени и тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.
1 ноября
15:00 – онлайн-лекция «Нижний Новгород в конце XVI – начале XVII века» / Надежда Валерьевна Куркина, библиотекарь филиала им. Г.И. Успенского [16+].
Слушатели смогут не только узнать об особенностях уклада жизни или архитектуры города в ту эпоху, но и о том, как собиралось знаменитое Нижегородское ополчение, приблизившее страну к победе над интервентами.
2 ноября
09:00 – исторический обзор «Смутное время: взгляд русских историков» / библиотека им. В.М. Шукшина на площадке ННГУ им. Н.И. Лобачевского [16+].
Предлагаем посмотреть на Смутное время сквозь призму восприятия и осмысления этого судьбоносного для страны времени известными русскими историками: Н.М. Карамзиным, Н.И. Костомаровым, В.О. Ключевским, С.Ф. Платоновым, С.М. Соловьёвым.
По предварительной договоренности мероприятие может быть проведено и в других учебных заведениях Нижнего Новгорода.
11:00 – онлайн-лекция «Картина Смуты в русской культуре» / Людмила Васильевна Камедина, доктор культурологии, профессор Забайкальского государственного университета (г. Чита) / ЦРБ им. В.Г. Короленко [16+].
Начало XVII века, именуемое Смутным временем, – одна из драматических страниц российской истории. 15 лет длился кризис российской государственности, сопровождавшийся народными выступлениями и мятежами, правлением самозванцев, польской и шведской интервенцией, разорением страны, борьбой боярских группировок за власть. События и ключевые фигуры этого периода были запечатлены не только в изобразительном искусстве и музыке, но и в художественной литературе, став важнейшей частью русской культуры.
Гость эфира предлагает рассмотреть картину Смуты, представленную в произведениях трёх авторов – Авраамия Палицына, Александра Пушкина и Михаила Загоскина. Каждый из них представил свое видение реалий того времени. Есть ли сходство? В чем различия? Что хотели донести авторы до нас? Актуальны ли их мысли в наше время? Ответы на вопросы получим в ходе лекции.
3 ноября
11:00 – беседа-размышление «Чудотворный образ заступницы земли Русской» / библиотека им. К.А. Тимирязева на площадке воскресной школы при Церкви Троицы Живоначальной [12+].
4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение освободило от иноземных захватчиков Китай-город и вскоре после этого торжественно вступило в Московский Кремль. К тому времени своеобразным духовным символом ополчения успела стать Казанская икона Божией Матери. Почему именно этот образ превратился в знамя преодоления Смуты? Почему явление этой иконы оказалось для нашего народа столь значимым в то время? Ищем ответы на эти и другие вопросы.
_____________