8 июля в нашей стране отмечается День семьи, любви и верности. Этот праздник очень важен для всех нас, так как именно в семье закладываются основы личности будущего гражданина, где он получает начальные уроки отношений между людьми, усваивает первые привычки, нормы поведения, учится проявлять уважение и заботу к другим, приобретает чувство ответственности за свои поступки, усваивает нравственные понятия «долг», «совесть», «честь». В преддверии этой трогательной и светлой даты обращаемся к теме семейного воспитания. Как отмечал педагог-новатор В.А. Сухомлинский: «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека».
Программа:
3 июля
15:00 – онлайн-беседа «Как подготовить человека к жизни» / Татьяна Владимировна Сурина, зав. библиотекой им. И.В. Мичурина.
Слово «семья» известно каждому из нас. Это дом, близкие люди, общие заботы, радости и дела. Обращаемся к личности русского педагога, писателя Константина Дмитриевича Ушинского, заложившего основы отечественной педагогики.
4 июля
15:00 – онлайн-лекция «П.Ф. Лесгафт о культуре семейного воспитания» / библиотека им. В.М. Шукшина.
Вспоминаем выдающегося русского педагога, гуманиста, врача, крупного общественного деятеля Петра Францевича Лесгафта. Всю свою жизнь он боролся за гуманистические и демократические идеалы, нравственное и умственное совершенствование человечества. В истории развития отечественной науки, в частности педагогической теории, П.Ф. Лесгафту принадлежит особое место. Он выявил влияние семейной жизни ребенка на его развитие, считал, что наследственным является лишь темперамент: формирующийся тип поведения зависит от влияния среды, а характер – от активности и волевых проявлений самого ребенка. Лесгафт критически относился к детским садам, организованным по схеме Фребеля, осуждал однообразие занятий, подавляющее самостоятельность и творческие проявления детей. Он противопоставлял им свою программу семейного воспитания, в которой главное место занимала гигиена матери и ребенка, а также система физических упражнений и игр. Подробнее об этом мы поговорим во время прямого эфира, а также не забудем коснуться биографии самого Петра Францевича, именем которого назван Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья.
5 июля
16:00 – онлайн-лекция «Традиции воспитания и образования в семье Л.Н. Толстого» / Надежда Валерьевна Переверзева, хранитель Дома Л.Н. Толстого ФГБУК «Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна"» / библиотека им. Н.А. Добролюбова.
Лев Толстой вошел в историю не только как классик мировой литературы, но и как педагог. Его принципы воспитания и образования были новаторскими для XIX века, а педагогическое наследие востребовано по сей день. В чем уникальность толстовской педагогики? Какие правила он предлагал соблюдать родителям? Как в оспитывал собственных детей? Рассуждаем о традициях воспитания и образования в семье русского писателя и мыслителя.
6 июля
12:00 – онлайн-лекция «Традиции петербургского воспитания от Петра Великого до наших дней» / Светлана Валентиновна Подгорнова, преподаватель Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, куратор Педагогического музея / библиотека им. А.П. Чехова.
«Петербургское воспитание», «ленинградское воспитание» – наверное, каждый хоть раз в жизни слышал о таком. Но в чем оно заключается, как возникло и развивалось это понятие, насколько оно привязано к конкретной точке на карте нашей страны? Получить ответы на эти вопросы мы постараемся в ходе встречи с куратором Педагогического музея Светланой Валентиновной Подгорновой. Уникальность судьбы Санкт-Петербурга описывают его неофициальные имена, отражающие три эпохи: «Окно в Европу» (дореволюционное время), «Колыбель революции» (советское), «Культурная столица» (постсоветское время и наши дни). Каждая из этих эпох имела свои идеалы, транслировала ребенку определенные ценности в ходе семейного воспитания и школьного образования, использовала особые педагогические методы и приемы. Экспонаты старейшего в мире Педагогического музея помогут увидеть преемственность традиций отечественного воспитания и сделать свои выводы об их актуальности в наши дни. В ходе лекции будут представлены электронные ресурсы, которые позволят участникам самостоятельно продолжить знакомство с Педагогическим музеем и его коллекцией: виртуальная выставка «Традиции петербургского воспитания» в формате сайта и виртуальная экскурсия по залам музея.
16:00 – онлайн-сообщение «Право ребенка на семью, любовь и заботу родителей» / Татьяна Владимировна Кладиева, главный библиотекарь ЦРБ им. В.Г. Короленко.
Семья – это главный институт воспитания человека. В ней происходит развитие и становление личности, его качеств и характера, отношений и привычек. Поэтому очень важно для родителей обладать компетенциями в сфере воспитания своих детей. Национальная родительская ассоциация как раз и призвана помогать и поддерживать родителей в их нелегком труде. Говорим о деятельности этой общественной организации и как стать ее сторонником, о Всероссийских родительских съездах.
7 июля
15:00 – онлайн-встреча «Семейные ценности в жизни и творчестве Льва Толстого» / Елена Михайловна Струговцова, заведующая Культурным центром имени Л.Н. Толстого в Железноводске / библиотека им. Н.А. Добролюбова.
Семья – это одна из главных ценностей для каждого человека. Члены семьи дорожат друг другом и видят в близких людях радость жизни, поддержку, надежду на будущее. Это при условии, что семья имеет правильные нравственные установки и понятия. И основными ценностями являются – духовные, которые отражают эмоциональный мир людей, связанный с их наследственностью, воспитанием, средой. Семейная тема – важнейшая и в жизни, и в творчестве Толстого. Лев Николаевич был отцом большого семейства и решительно стоял на защите традиционных семейных ценностей.
Толстой с самого начала творческой деятельности был поглощён мыслями о семье и этому посвятил своё первое произведение – «Детство».
Эта автобиографическая повесть написана на Кавказе в Железноводске. Гостья прямого эфира расскажет о пребывании писателя на Кавказе, о работе своего центра, о семейных ценностях семьи Льва Толстого.