МАРАФОН «Устное народное творчество – детям»
1 июня во всем мире отмечается День защиты детей. В Год культурного наследия народов России обращаемся к теме «фольклор и дети».
Исследователи отмечают большой интерес детворы к произведениям устного народного творчества. Действительно, с самых ранних лет ребенок сталкивается с пестушками, потешками, закличками, приговорками, прибаутками, веселыми песенками, замысловатыми загадками, пословицами, перевертышами, считалками, скороговорками, дразнилками, смешными сказками и другими произведениями УНТ.
Классическим примером заложенной в детстве любви к народному творчеству является Пушкин, всецело обязанный этим Арине Родионовне. Будучи в Михайловском, поэт сообщал своему брату Л.С. Пушкину, что он по вечерам слушает сказки няни и тем вознаграждает недостатки своего проклятого французского воспитания. И тут же восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Александр Сергеевич был убежден, что уникальные особенности русского языка отражены в фольклоре. Он отмечал в «Критических заметках» (1830-1831): «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка…»
Фольклор – память поколений, своеобразная копилка народных знаний и традиций. Приобщая детей к этому пласту национальной культуры, мы даем им возможность прикоснуться к сокровенному миру чувств, мыслей и чаяний наших предков, совершить путешествие в минувшее и постичь его разумом и сердцем.
Знакомимся с некоторыми сюжетами и героями произведений народного словесного творчества, рассказываем об их роли в воспитании детей, раскрываем влияние фольклора на развитие русской живописи, обращаемся к истории кукольного театра как части культуры народного эпоса.
Программа дня:
11:00 – онлайн-встреча «Все начиналось с „Театра Петрушки”» / Лидия Александровна Ильичева, главный администратор Нижегородского государственного академического театра кукол / библиотека им. Н.А. Добролюбова.
Спектакли Нижегородского академического тетра кукол – это классические постановки для детей всех возрастов. В репертуаре коллектива представлены и разнообразные сказки для детской аудитории. Среди них немало и русских народных: «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Маша и медведь», «Морозко» и т.д. Со слов детишек родители оставляют исключительно восторженные отзывы о постановках.
Сегодня мало кто помнит, что современный Нижегородский государственный академический театр кукол начинался с «Театра Петрушки» и русских сказок. Об истории театра, его долгом творческом пути, актерах и репертуаре расскажет главный администратор театра Лидия Александровна Ильичева.
12:00 – лонгрид «Владимир Пропп и русская сказка» / Артем Николаевич Дорофеев, библиотекарь филиала им. А.П. Чехова.
С именем Владимира Яковлевича Проппа (1895-1970) связана целая эпоха в развитии советской фольклористики. Ему принадлежит фундаментальный труд «Русская сказка», в котором он проанализировал основные структурные элементы этого жанра, рассмотрел собирание, изучение, структуру («морфологию»), развитие, форму бытования всех видов сказок.
13:00 – онлайн-беседа «Сказки русские волшебные» / Виктория Витальевна Чкалова, библиотекарь филиала им. И.В. Мичурина.
«Русские песни, предания, пословицы, суеверные страхи, наконец, русские сказки – без сомнения, заслуживают большого внимания: они – память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности», – утверждал Н.А. Некрасов.
Одним из самых интересных и удивительных видов литературного творчества являются волшебные сказки – исторически сложившиеся фольклорные произведения фантастического содержания. Это самый популярный и самый любимый детьми жанр.
Как строится композиция волшебных сказок? Какие типы героев в них встречаются? Рассматриваем сюжетология и систему персонажей русской волшебной сказки.
14:00 – онлайн-диалог «Страна детского фольклора: традиции и современность» / Ольга Николаевна Ляпаева, нижегородский этнограф, методист Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Щелоковский хутор» / библиотека им. Г.И. Успенского.
Развитие человека немыслимо без ощущения себя как части своего народа и культуры. Фольклор – память поколений, копилка народных знаний, традиций жизни и быта человека, его чувств и мыслей. Приобщая детей к народному творчеству, родители знакомят их с наследием предков, дают ключ к пониманию всех событий жизни. В будущем, имея такой багаж знаний, уже взрослый человек сможет быстрее осознать себя и свое место в мире.
Детский фольклор – это особая область устного народного творчества, объединяющий мир детей и мир взрослых, включающий в себя целую систему музыкально-поэтических жанров: колыбельные, игры, песни, потешки, прибаутки.
Нравственная чистота и притягательность идеалов, воплотившихся в героях сказок, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор – все это открывает путь к сердцу и уму ребенка.
Гостья эфира расскажет о том, как развивается детский фольклор в наше время, какие виды и жанры наиболее популярны сегодня, а также о перспективах его дальнейшего существования.
15:00 – онлайн-лекция «Потягушечки-порастушечки: русский детский фольклор» / Татьяна Владимировна Кладиева, главный библиотекарь отдела обслуживания ЦРБ им. В.Г. Короленко.
Немаловажное место в устном народном творчестве занимает детский фольклор. Веками русский народ передавал из поколения в поколение потешки, прибаутки, колыбельные, с которыми рос ребенок. Постепенно детский фольклор стал настоящим кладезем русских обычаев и традиций и культурным наследием нашего народа. Через устное народное творчество у ребенка формируется важная потребность – потребность в художественном слове. Детский фольклор – это поэзия пестования, предназначенная для детей младенческого и дошкольного возраста. О происхождении детского фольклора, его истоках, видах мы и поговорим на сегодняшней лекции.