Нижегородский театр «Комедiя»

В апреле 1942 года на базе Горьковской филармонии был создан театр эстрады и миниатюр «Снайпер». У истоков зарождения нового творческого объединения стояли артисты Николай Сергеевич Северный и Андрей Андреевич Иванов, композитор Виктор Арнольдович Махлин, балетмейстер Лидия Ивановна Гостева.

Позднее, в 1944 году, руководителем театра стал Анатолий Никитич Любанский. В составе труппы «Снайпера» активно работала эвакуированная в 1942 году из блокадного Ленинграда группа артистов, в числе которых были А.Н. Любанский, А.А. Добкевич, О.Б. Элинский и др. Они и составляли основной состав театра «Снайпер». Возглавляли коллектив замечательные актеры-режиссеры, смелые, решительные люди – Николай Александрович Левкоев и Анатолий Никитич Любанский.

В 1946 году, после гастролей по Кавказу, театр «Снайпер» переименовывают в театр «Комедии и миниатюр». На следующий год комиссия Министерства культуры предложила убрать слово «миниатюр» из названия коллектива. Так в 1947 году появился Горьковский театр комедии. Первой премьерой в новом статусе стал спектакль по пьесе Александра Корнейчука «Приезжайте в Звонковое».

За годы войны труппа театра частично изменилась. Одни актеры ушли в новые коллективы, другие вообще оставили профессию. Тем не менее на сцене блистали Александра Добкевич, Евгения Волкова, Михаил Зорин, Юлия Даминская, Ипполит Брунин, Маргарита Сбитнева, Владимир Савельев, Петр Галкин, Кира Шитова, Маргарита Морозова, Владимир Вихров, Александр Белокрынкин, Анна Ванд, Ирина Левкоева, Николай Лушников, Кира Пустовойтова и др.

Особенно популярны в послевоенные годы в театре были три заслуженных артиста России – это Александра Анатольевна Добкевич, Евгения Федоровна Волкова и Михаил Иванович Зорин. 

Александра Добкевич – актриса от Бога. Каждый спектакль с ее участием был праздником. Артистка разноплановая, широкого диапазона. Из Ленинградского театра комедии война забросила ее в наш город. Она была настолько популярна, что, когда выходила из театра после спектакля на улицу Маяковского, проходящий мимо трамвай останавливался, и водитель приглашал ее сесть в вагон, а затем обязательно останавливал его у дома актрисы.

Исполнительница классического репертуара Евгения Федоровна Волкова была как будто создана для пьес Островского. Ее репертуар был настолько обширен, а сама она была такой мобильной, что иногда с ходу вводилась на замену отсутствующего актера.

Евгения Федоровна прожила в искусстве целую эпоху, скончавшись на сто первом году жизни. А когда она на своем 99-летии читала монологи из пьес А.Н. Островского, все присутствующие гости были просто поражены, многие плакали от того, что прикоснулись к великому мастерству и удивлялись ее светлому уму.

Михаил Иванович Зорин – актер-легенда. Просто невозможно забыть его Богом данный талант комика. Где бы он ни играл: на эстраде, в комедии, или в оперетте – зал гремел от оваций. Он завоевал город!

Появившись в Нижнем Новгороде из Ветлуги, Зорин некоторое время, как он сам потом выразился, «балагурил» на ярмарке, в передвижном театре, затем перешел на постоянную работу в театр комедии.

После войны Зорин довольно долго выступал в ТЮЗе, затем вернулся в комедию, где и закончил актерскую карьеру.

Десять долгих лет театр комедии был передвижным, не имея своего постоянного места для выступлений. Спектакли показывали на всех площадках города, во всех Домах культуры, на заводских сценах, вывозили в область. И только в 1956 году театр получил, наконец, «новую квартиру» на улице Маяковского в реконструированном здании Волжско-Камского банка, принадлежащего до 1917 года купцу Бугрову.  

Долгие годы театральным коллективом руководил Леонид Михайлович Шароградский. Вместе с ним с 1971 по 1977 год главным режиссером работал заслуженный деятель искусств России Виктор Львович Витальев. После его ухода из жизни главным режиссером был назначен человек молодой, энергичный, творческий, но довольно непредсказуемый Андрей Сергеевич Крутов, который в этой должности проработал до 1982 года. В театре он поставил свои лучшие спектакли «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Что тот солдат, что этот» Б. Брехта, «Ключ» В. Левашова.  

В эти же годы стали заслуженными артистами России Вадим Шилов и Маргарита Морозова. После ухода А.С. Крутова в театр пришел главным режиссером уже опытный, высокоэрудированный, ярко зарекомендовавший себя в академическом театре драмы им. А.М. Горького Семен Эммануилович Лерман – заслуженный  деятель искусств Эстонии, народный артист России.

К числу ярких спектаклей того времени, поставленных С.Э. Лерманом, можно отнести «О, милый друг» Ги де Мопассана, «Фальшивая монета» М. Горького и ряд других.

Более 25 лет патриарх нижегородской сцены руководил театром. Его спектакли «Дорога цветов» по В. Катаеву (2003) и «Хапунъ» В. Ольшанского (2006, совместно с А. Ярлыковым) стали лауреатами премии Нижнего Новгорода. В мае 2009 года Семену Лерману была вручена национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».

26 января 2000 года театр «Комедiя» отпраздновал новоселье в реконструированном здании бывшего ТЮЗа на улице Грузинской. Проект, удостоенный Государственной премии РФ, выполнили лучшие архитекторы города – Александр Харитонов, Юрий Карцев, Евгений и Наталья Пестовы и др. В облике здания сочетались история и современность. Город ахнул: роскошные интерьеры, французские зрительские кресла, мрамор и легкая танцующая муза Талия на постаменте у входа.

Переезд в новое помещение, выход на новый уровень художественного творчества позволили театру участвовать в фестивальном движении, принимать на своей площадке лучшие российские фестивали, показывать свои спектакли. Глубоко символично, что на сцене обновленной «Комедiи» первыми были показаны спектакли учебных театров театральных училищ страны. Фестиваль проходил в Нижнем Новгороде в январе 2000 года и назывался «Театральная юность».

Шестнадцать лет плотно сотрудничал с нижегородской «Комедiей» известный в Москве и за рубежом режиссер, народный артист России Валерий Белякович – художественный руководитель Московского театра на Юго-Западе. Его спектакли в свое время произвели фурор в городе и подарили «Комедiи» собственный, яркий и эмоциональный стиль.

Здесь и сегодня с успехом идут спектакли, созданные известными режиссерами и художниками (Валерий Белякович, Елена Невежина, Анна Трифонова, Москва; Валерий Саркисов, Санкт-Петербург). На сцене «Комедiи» побывали с гастрольными турами Московский театр-студия под руководством Олега Табакова, Московский театр «Мастерская П.Н. Фоменко», «Сатирикон», Московский театр на Юго-Западе, Белорусский национальный академический драматический театр им. М. Горького, швейцарский театр «Види-Лозанн Э.Т.Е.» и английский театр «AandBC».

В 2000-е годы театр «Комедiя» сам начинает активно гастролировать. И как гастролировать! Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Иркутск, Чебоксары, Киров, Таганрог, Сочи.

Спектакли «Комедiи» были по достоинству оценены в Москве, на фестивале современной пьесы «Новая драма» (2003); в Иркутске, на международном фестивале современной драматургии им. А. Вампилова (2003); в Петрозаводске, на международном фестивале камерных спектаклей «Ламбушка» (2005).

В 2005 году открылась малая экспериментальная сцена, где с успехом идут интерактивные сказки для детей. С 2016 года «Комедiя» издает собственный театральный журнал «i». Вышло уже 6 номеров.

Отметив свой 70-летний юбилей (2017), театр продолжает активно развиваться. В труппе много молодых талантливых актеров и актрис, очень сильное старшее поколение. Выходят новые спектакли, приходит зритель. Театральная общественность города прекрасно осведомлена, что в этом храме искусства царит особая атмосфера творчества и любви.