Нижегородский государственный академический театр оперы и балета им. А.С. Пушкина

Истоки оперного, как и драматического искусства, в нашем городе относятся к XVIII веку, к тем временам, когда актеры крепостного театра «разыгрывали» не только драмы и комедии, но и водевили с музыкой и танцами, оперы и балеты. Позднее в Нижнем Новгороде систематически появлялись гастрольные оперные и балетные труппы, особенно в период ярмарки. На сцене Нижегородского театра выступали Ф. Шаляпин, Н. Фигнер, Л. Собинов и другие прославленные певцы.  

Возникали кружки любителей музыки, пытавшиеся ставить оперные спектакли. После революции 1917 года влечение к вокальному искусству чрезвычайно возросло. Местные артистические силы и любители стали постоянно выступать в оперных спектаклях на театральных и клубных площадках. Одновременно в городе проходили традиционные гастроли столичных оперных артистов.

В 1931 году было принято решение о создании городского театра оперы и балета. Для этой цели было реконструировано здание бывшего Народного дома. Первый театральный сезон открылся 24 октября 1935 года оперой А. Бородина «Князь Игорь». В день столетия со дня гибели Пушкина (10.02.1937) оперному театру было присвоено имя великого поэта.

В том же году, после окончания института, на работу в Горький был направлен начинающий, позже всемирно известный оперный режиссер Борис Покровский. Дипломный спектакль талантливого москвича (опера Ж. Бизе «Кармен») стал его режиссерским дебютом. В 1940 году молодой режиссер был назначен художественным руководителем театра. Б.А. Покровский инициировал первую в стране в послереволюционное время (1941) постановку оперы П.И. Чайковского «Чародейка», созданную по нижегородской легенде. 

В годы Великой Отечественной войны Горьковский театр оперы и балета оставался главным центром музыкальной жизни города. В этот период здесь шла чрезвычайно напряженная работа. Только за первые шесть месяцев Великой Отечественной войны было поставлено пять спектаклей. Репертуар составили лучшие произведения русской и западноевропейской классики.

В самом начале военного лихолетья труппой была задумана и осуществлена серия новых патриотических спектаклей. Первым из них явилась постановка оперы «Нижегородцы» Э.Ф. Направника, премьера которой состоялась 27 февраля 1942 года. Либретто было написано П.И. Калашниковым по драме А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». В опере на национально-патриотическую тему рассказывалось о том, как в начале XVII века в Нижнем Новгороде формировалось народное ополчение для борьбы с польской интервенцией.  

С большим успехом шла опера Бородина «Князь Игорь». В те годы она звучала по-особенному, так как мотивы защиты Родины от врага были близки слушателям.

Помимо патриотической тематики именно в эти тяжелые дни особенным успехом пользовались балетные спектакли и оперетта.

Послевоенный период характеризовался все возрастающим интересом к творчеству советских композиторов. Долгие годы театр дружил с одним из выдающихся музыкантов современности Т.Н. Хренниковым. Тихон Николаевич был частым гостем в нашем городе, постоянно участвовал в фестивалях «Современная музыка». В 1957 г. на сцене театра с успехом была поставлена его опера «Мать» по мотивам романа М. Горького.

В список «советского» репертуара театра также вошли такие шедевры как балеты С. Прокофьева «Золушка», «Ромео и Джульетта», балет Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», оперы Т. Хренникова – «В бурю» и «Мать».

Установилось тесное плодотворное творческое сотрудничество с композиторами-земляками. В репертуаре долгие годы сохранялись все музыкально-драматические и музыкально-хореографические произведения местных авторов – оперы народного артиста РСФСР, профессора А.А. Касьянова «Фома Гордеев», «Степан Разин», «Ермак», балет А.А. Нестерова «Тимур и его команда» и опера «Современная пастораль».

В 1984 году с небывалым успехом, при полных зрительных залах  прошли гастроли в Москве. Группа солистов оперы и балета была удостоена высоких почетных званий, а сам театр награжден орденом Трудового Красного Знамени. Спектакли «Чародейка» и «Любовью за любовь» награждены дипломами Министерства культуры СССР и денежными премиями.

Отмечалось также высокое исполнительское мастерство солистов оперы Ларисы Зыряновой, Александра Правилова, Владимира Степанова, Таисии Казимирской, Людмилы Коржаковой, Вадима Балюты, Антонины Бородаевой, Дмитрия Суханова, а также солистов балета Валерия Миклина, Татьяны Лебедевой, Александра Гроностайского, Татьяны Карповой.

      

 

       

Были удостоены благодарностей и руководители театра: главный режиссер, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, заслуженный артист РСФСР Отар Дадишкилиани, главный дирижер, народный артист России Владимир Бойков и директор театра, заслуженный деятель искусств РСФСР Павел Резников.

    

В эти же годы было положено начало Всероссийскому фестивалю оперного и балетного искусства «Болдинская осень», который на долгие годы стал визитной карточкой театра.

Фестиваль сам по себе необычный. Он уникален тем, что все первоклассные исполнители оперного и балетного искусства страны, лучшие театры России, исполняющие пушкинский репертуар, считают за честь принять участие в этом празднике музыки, выступить в театральных постановках. В отдельных спектаклях принимают участие даже зарубежные артисты.

Театр стал чаще выезжать на гастроли, причем большим составом и нередко в  дальнее зарубежье. Испания, Италия, Франция, США, Китай, Корея, Германия, Македония – вот далеко не полный перечень стран, где побывали нижегородские артисты.

В 1994 году театр получил статус Академического. Он участник различных всероссийских и международных фестивалей, в том числе «Майские оперные вечера» в Скопье, Македония (1995, 2003), «Охридское лето», Македония (2003).

За последнее десятилетие репертуар театра пополнился новыми постановками опер М. Глинки «Иван Сусанин», П. Чайковского «Пиковая дама», Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй», А. Даргомыжского «Русалка», Дж. Верди «Отелло» и «Аида», П. Чайковского «Черевички».

Наряду с уже ставшими корифеями сцены – заслуженными артистами России Аидой Ипполитовой, Ниной Товстоног, Еленой Шевченко, Владимиром Кубасовым, Сергеем Перминовым, Еленой Мосоловой на нижегородском оперном небосклоне засверкали новые звезды бельканто.

С 2019 года стратегию развития театра определяет его новый художественный руководитель-директор – Александр Топлов.