«Великая Отечественная на художественных полотнах»

Онлайн-галерея

 

«…Подобных произведений о войне в нашем искусстве немного. Можно сказать – написана эта картина сердцем…»

Слова живописцев Алексея и Сергея Ткачёвых характеризуют одно из самых значительных и трагичных произведений о Великой Отечественной – картину Т.Г. Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов».

 

«Непокорённая Смоленская земля»

 

 

«Подобных произведений о войне в нашем искусстве немного. Можно сказать – написана эта картина сердцем. Только человек, безгранично любящий свою родину, эти серые избушки, этих стариков, рыдающих баб и детишек, мог создать такое произведение, мог так глубоко заглянуть в души простых русских людей, которым война принесла столько страданий». (Художники Алексей и Сергей Ткачевы).

Автор полотна «После изгнания фашистских оккупантов» (1943-1946) – Народный художник СССР Тарас Гурьевич Гапоненко (1906-1993). Мастер запечатлел в красках художественный образ своей малой родины в период лихолетья. Основой для сюжета произведения послужил рассказ оче­видца событий – сестры художника, пережившей оккупацию на Смоленщине. Картина была официально признана сразу после написания (получила в 1947 году Сталинскую премию II степени), вошла в золотой фонд отечественного изобразительного искусства и находится в Государственной Третьяковской галерее.

Полотно известно в нескольких авторских вариантах – практически идентичных. Самый ранний, созданный в 1944 году, экспонируется в галерее Смоленского государственного музея-заповедника и носит первоначальное авторское название «После изгнания немцев».

 

 

  В Калужском музее находится эскиз к картине.

 

 

 В Москве размещена более поздняя, окончательная версия 1946 года.

«Гапоненко не принадлежит к тем живописцам, у которых все получается «с маху». Он долго вынашивает картину. Иногда делает несколько ее вариантов. Обдумывает каждый кусок холста, серьезно работает над этюдом. Тарас Гурьевич не ищет особых тем, каких-то острых ситуаций, обращается вроде бы к самому будничному. Но в простом, обычном, можно открыть большой смысл. И его зоркий художнический глаз подмечает то, что многим просто недоступно», – так писали о творческом методе мастера коллеги, братья Ткачёвы.

Картина действительно получилась сильной и правдивой. И посвящается она всем замученным на оккупированных территориях.

P.S. В октябре 1941 года на Смоленщине, захваченной гитлеровцами, был введён так называемый «новый порядок»: концлагеря, тюрьмы, виселицы, грабёж и истязания мирных жителей. Но люди не покорились! Мощная партизанская война подрывала силы врага все долгие два года оккупации.

Смоленск получил знак высшего воинского отличия страны в 1985 году – он (вместе с Мурманском) замыкает шеренгу славы Городов-героев. В 1988-м практика присвоения звания была прекращена постановлением Президиума Верховного Совета СССР.

 

 

«Оборона советского Заполярья»

 

 

Картина «Атака» была написана В.Г. Барановым (1912-1978) в 1959 году. Полотно находится в Мурманском областном художественном музее.

Изображение высадки десанта достоверно и сурово: северное холодное море, такое же небо и каменистый берег, на который с трудом выбираются из ледяной воды моряки и солдаты. Сосредоточенные лица бойцов на переднем плане полны решимости отстаивать свою землю. Картина написана настолько правдиво, что буквально ощущаешь кожей и пронизывающий ветер, и брызги вздымаемых волн. Десантники атакуют наступающего по суше врага, и композиция полотна, где всё подчинено общему движению, динамична и устремлена к невидимой на холсте цели. Но мы знаем, что десантникам остановить врага удастся: в 20-30 километрах от Мурманска захватчики застрянут на 40 месяцев. А потом уйдут. Полотно лишено ложного пафоса и героизма: это солдатские будни, которые художник знал не понаслышке.

Василий Григорьевич Баранов родился в 1912 году на Смоленщине. После окончания Ленинградского художественно-педагогического училища в 1937 году попал служить матросом-художником на Северный флот. С начала Великой Отечественной – в группе художников, работавших на профессиональной основе при Главном политуправлении Северного флота. В задачи живописцев и графиков, кроме выполнения военных обязанностей, входили маскировка объектов военно-морской техники и выпуск агитационных плакатов и сатирических листовок «Таран» и «Окна «Полярной правды».

Северный флот осуществил высадку 1 оперативного и 13 тактических десантов общей численностью свыше 20000 человек, а также потопил 755 и повредил 258 кораблей и судов врага и уничтожил 773 самолёта противника. 85 североморцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Так же, как и город, переживший страшные бомбардировки и практически стёртый с лица земли.

В.Г. Баранов так и не смог уехать из этого города, открытого всем ветрам. На земле, которую защищал, живописец прожил более 40 лет. Художник-маринист нашёл здесь и свою тему – море и всё с ним связанное. В 1959-м вернулся к теме войны, чтобы оставить свою правду о том времени – нам, потомкам, которые могут сегодня посмотреть на события почти восьмидесятилетней давности глазами очевидца и участника событий.

В.И. Чудзин. Портрет В.Г. Баранова. 1978

 

P.S. Город Мурманск – единственный в нашей стране незамерзающий порт за Северным полярным кругом. Для фашистов это был стратегически важный объект, наступление на который началось уже в конце июня 1941 года. Однако Мурманск так и не был взят, выдержав более трех лет атак с моря и воздуха. Врагу не удалось лишить СССР выхода в воды северных морей и нарушить транспортные коммуникации со странами антигитлеровской коалиции.

 

    

«Освобождённый Новороссийск»

 

 

Новороссийск. 1943. Холст, масло

Живописный этюд был исполнен сразу после освобождения Новороссийска от фашистов. Полотно размером 49 x 70 см находится в Таганрогском художественном музее. Автор – Л.С. Герасимов (1914-1957).

…Солнечный день ранней осени. Виден небольшой кусочек уже потемневшего моря – спокойного, тяжёлого, в обрамлении невысоких гор в дымке. Новороссийская бухта. А где город?.. – Города нет. Утоптанная земля и серо-голубое небо светлы и спокойны. Тишина… Такая, которая звенит. Или от которой глохнешь. «Здесь птицы не поют, деревья не растут…» Нет ни растений, ни птиц, ни машин, ни людей. Нет никакого движения. Здания на переднем плане тоже вроде как нет. Только разрушенный остов, через который осторожно проглядывает неяркое солнце: можно ли?.. Весь пейзаж реален и нереален одновременно: странная, полуфантастическая картинка. Город-призрак? Пожалуй. Лишь чудом уцелевшие деревянные столбы электропередач пульсируют чуть теплящейся жизнью.

Только-только ушли фашисты, которые были здесь долго – целый год. Держались за каждый клочок земли, прокладывая себе дорогу к кавказской нефти. Не добрались. 16 сентября 1943 года Новороссийск был освобождён.

На живописном полотне неприукрашенная правда. Художник Леонид Сергеевич Герасимов писал с натуры; писал то, что видел. В условиях военного времени не получалось доработать каждый холст, поэтому сохранились живописные этюды освобождённых от фашистов городов – Новороссийска, Керчи, Севастополя. Живописная летопись войны, которую не заменит ни одна фотография. Ведь мастер сохраняет самое главное – своё впечатление, живое и многомерное. На небольшом полотне автор передаёт и радость от того, что город освобождён, и боль от высокой цены, заплаченной за свободу, и ощущение хрупкости мира, который всем нам беречь.

_______________

Л.С. Герасимов – участник выставок с 1943 года. Окончил Московский институт искусств (1942), учился у своего отца – известного живописца Сергея Герасимова. Член Союза художников СССР.

 

 

«Защитники подземной крепости»

 

Трагедия и подвиг керченского подземного гарнизона навсегда остались с нами в цикле картин Н.Я. Бута «Аджимушкай. 1942 год».

Оборона Аджимушкайских каменоломен – одна из самых страшных и героических страниц Великой Отечественной войны, которая долгое время была под запретом. В мае 1942 года войска Крымского фронта, оборонявшие Керчь, отступали. Часть подразделений прикрывали отход главных сил на Тамань. В окрестностях города шли тяжёлые бои, и не все сумели переправиться через Керченский пролив. В штольни, образовавшиеся в результате добычи строительного камня в течение последних двух столетий, спустились отдельные части регулярной армии – более 10000 воинов различных родов войск. Так образовался подземный гарнизон. В каменоломнях нашли убежище и почти 5000 мирных жителей – дети, женщины и старики, пережившие первую гитлеровскую оккупацию.

170 дней и ночей подземный гарнизон вёл борьбу с фашистами в условиях полного окружения врагом, стремившегося силой оружия, взрывами кровли, дымовыми атаками, голодом и жаждой подавить сопротивление его защитников.

В октябре 1942 года крепость пала. Из-под земли вышли 48 человек – ослепшие, голодные, израненные, потерявшие счёт времени и забывшие, что такое солнечный свет, люди. Это было всё, что осталось от 15000 спустившихся под землю.

Трагедия открылась ещё во время войны, при освобождении города. Но лишь в 1960 году началась работа по исследованию каменоломен и созданию музея. Тогда же в Керчь приехал Николай Яковлевич Бут (1928-1989) – художник-баталист, один из создателей панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». Он спустился в штольни, увидел всё своими глазами и решил писать картину. В итоге художником было создано около 150 работ о бойцах подземной крепости. Основные полотна были объединены в цикл «Аджимушкайская трагедия», вскоре переименованный в «Аджимушкай. 1942 год». К 1967 году уже была готова масштабная выставка, но автор продолжал работать над темой и в 1970-х, и в 1980-х годах. Тема Аджимушкая не отпускала: она стала главной в творчестве мастера.

 

Своеобразие аджимушкайских полотен Н.Я. Бута заключается в том, что на них не изображены моменты схватки противоборствующих сторон. Более того, образ врага на картинах отсутствует. Мы видим реалии жизни и борьбы гарнизона. Это своеобразная летопись обороны Аджимушкая, где главным остаётся человек.

 

«Аджимушкайская Алёнушка». 1966. Холст, масло. 148 х 99.

Юная медсестра сидит, опершись на автомат. Она задумалась о чем-то своём, сокровенном, но даже в минуты отдыха не выпускает из рук оружия. Эта девушка прежде всего – солдат, защитник непобеждённой подземной крепости. Отсылка к известному полотну В.М. Васнецова, вынесенная в заглавие работы, делает образ медсестры ещё более трагичным.

 

 «Нас осталось трое». 1967. Холст, масло. 196,5 х 145,5.

Тусклый свет факела освещает фигуру тяжелораненого бойца, который штыком высекает на стене своё имя, имена товарищей – тех, кому не суждено было дожить до Победы.

«Подземный госпиталь». 1966. Холст, масло. 150 х 196.

Суровая обстановка подземного госпиталя. Больничными койками часто служили каменные лежанки, одеялами – шинели. Воины гарнизона умирали от полученных в боях ран, голода, жажды, дыма и газов, которые фашисты нагнетали в глубину каменоломен. Не хватало медикаментов. На помощь приходили душевное тепло и ласковое слово.

«Детство, опалённое войной». 1965. Холст, масло. 132 х 100.

В каменоломнях были дети – и те, кто спустился со взрослыми, и те, кто жил в городе и помогал бойцам осуществлять диверсии. Например, пионер Володя Дубинин был разведчиком – мог пролезть в самый узкий лаз, добывал информацию. Погиб после освобождения города, помогая разминировать каменоломни.

Эти ребята, судя по одежде, закопченным лицам и оружию, жили в гарнизоне. Горькая правда войны…

 

   «Во имя жизни». 1965. Холст, масло. 250 х 230.

Погиб пулемётчик, отражавший атаку фашистов. Из мрака штолен навстречу врагу осторожно выходит старший лейтенант. Молодой офицер не участвовал в бою из-за своего ранения, но услышал тишину и понял, что наступил его черёд. Зажав в руке гранату, он идёт на верную смерть.

   

Все полотна цикла строги и монументальны. Приём крупных планов позволяет художнику высветить героев из уходящего времени, а зрителю – стать в положение очевидца событий.

Цикл картин Н.Я. Бута «Аджимушкай. 1942 год» – это реквием погибшему, но не сдавшемуся гарнизону. Так же, как и знаменитое стихотворение М. Сельвинского, написанное в годы войны. Н.Я. Бут, переживший войну в оккупированном Таганроге, услышал поэтические строки об Аджимушкае в 16-летнем возрасте. Они поразили будущего художника.

Кто всхлипывает тут? Слеза мужская

Здесь может прозвучать кощунством.

Встать!

Страна велит нам почести воздать

Великим мертвецам Аджимушкая.

 

Воспрянь же, в мёртвый погружённый сон

Подземной цитадели гарнизон!..

 

 

Н.Я. Бут подарил свой аджимушкайский цикл городу-герою Керчи. 7 мая 1985 года, накануне 40-летия Победы, полотна переехали в картинную галерею в центре города, где находятся и поныне.

   

 

 

«Сёстры наши»

 

«Сестра!» – так обращались к медсёстрам наши бойцы на полях сражений и в госпиталях. Лица тех, кто в страшных условиях войны мужественно выполнял свой долг, спасая жизни и возвращая надежду, – в нашей подборке. 

Б.М. Неменский. Машенька. Сёстры наши. 1956

Государственная Третьяковская галерея

 

Картина «Машенька. Сёстры наши» создавалась художником-фронтовиком Б.М. Неменским несколько лет. Итоговая версия 1956 года, которая находится в Государственной Третьяковской галерее, стала результатом долгих поисков оптимального для автора композиционного решения и тщательной проработки деталей.

…В неверном свете керосинки мерцают силуэты двух медсестёр – почти девочек. Обе очень устали: одна уже спит, вторая – замерла, безвольно свесив руку и расслабленно опустив плечи. Это Машенька. Она о чём-то задумалась, мысли её далеко. Вспоминает довоенную жизнь? Думает о близких? Или не дают покоя страдания раненых?.. Скорее всего, это сестринский столик. Машенька на дежурстве.   

 

Б.М. Неменский. Машенька. 1955

Холст на фанере, масло

Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск)

 

Борис Михайлович Неменский родился в 1922 году. В 1942-м окончил Саратовское художественное училище, после чего фронтовым художником прошёл дорогами войны, участвовал в битве за Одер и в штурме Берлина. Был награждён медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».

Живописец создал собирательный образ медсестры военных лет, дав ей прекрасное русское имя Машенька. Такую чуткую и внимательную «сестричку» наверняка встречал на дорогах войны почти каждый солдат.

Художники-фронтовики запечатлели на своих полотнах и конкретных людей.

Например, в Таганрогском художественном музее находится «Портрет медсестры Нины Макшенюк» кисти Константина Сергеевича Белокурова (1907-1983) – работа, исполненная живописцем в 1942 году в Архангельском госпитале, о чем свидетельствует авторская надпись на обороте холста. Портрет написан в традициях русского камерного портрета, с передачей особого лирического настроения модели. Доброта, милосердие, сострадание светятся в ясном чистом лице.

 

К.С. Белокуров. Портрет медсестры Нины Макшенюк. 1942

Холст, масло

Таганрогский художественный музей

 

В Нижнетагильском музее изобразительных искусств экспонируется полотно Александра Михайловича Герасимова (1881-1963) «Портрет героя Советского Союза М. Щербаченко» (1944). Интересна история создания картины.

…В мае 1944 года Герой Советского Союза Мария Щербаченко была приглашена в Москву для участия в антифашистском митинге. Именно тогда по заказу Центрального комитета комсомола художником А.М. Герасимовым и был написан ее портрет. Воля, мужественность, цельность, собранность – и в то же время обаяние и женственность – черты облика героини. Решительными мазками художник передает красивое лицо, естественную свободную позу, уделяя особое внимание «портрету» натруженных рук с длинными выразительными пальцами. Сближенный зелено-серый колорит полотна словно передает суровую атмосферу войны, а боевые награды на гимнастерке вносят в портрет героическую ноту, обостряющую несовместимость понятий – «женщина» и «война». «Какие же в сущности, совсем обыкновенные люди становятся героями», – написал в самом конце войны А.М. Герасимов.

 

А.М. Герасимов. Портрет героя Советского Союза М. Щербаченко. 1944

Холст, масло

Нижнетагильский музей изобразительных искусств

 

Несколько слов о модели. Мария Захаровна Щербаченко родилась в 1922 году. Санитар роты 835-го стрелкового полка 237-й стрелковой дивизии (40-я армия, Воронежский фронт), Герой Советского Союза. Была призвана в ряды Красной Армии в марте 1943 года. После окончания курсов санитарок при Самаркандском медучилище была в июне 1943 года направлена в действующую армию. В ночь на 24 сентября 1943 года санитар Щербаченко одной из первых из своего подразделения переправилась через реку Днепр в районе села Гребени Киевской области. За 10 дней она вынесла с поля боя и оказала первую медицинскую помощь 112 раненым бойцам. Тяжелораненых солдат и офицеров лично переправляла через реку до ближайшего медпункта. В первые дни боев она сражалась вместе с бойцами с автоматом в руках. 23 октября 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР рядовой Марии Захаровне Щербаченко было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. После войны работала юристом. Умерла в 2016 году в возрасте 94 лет.

 

Следующая героиня нашей галереи войну не пережила. Вместе с тысячами солдат, моряков и мирных жителей, спустившихся в 1942-м в Аджимушкайские каменоломни в окрестностях Керчи, ушла в бессмертие. Но это – позже. А пока – отдыхает юная медсестра, не выпуская из рук автомата. Она такой же боец, как и все. В большой санитарной сумке – всё необходимое, чтобы прийти на помощь раненым защитникам подземной крепости. Картина Н.Я. Бута, созданная в 1960-х – когда появилась возможность говорить о трагедии и беспримерном подвиге гарнизона в каменоломнях – называется «Аджимушкайская Алёнушка».

 

  

Н.Я. Бут. Аджимушкайская Аленушка. 1966
Из цикла «Аджимушкай. 1942 год»
Керченский историко-культурный заповедник. Картинная галерея

 

Фронтовые художники оставили нам также рисунки и акварели, посвящённые сестрам милосердия. Возможно, графические этюды не представляют высокой художественной ценности, но военные наброски – живой документ эпохи, и в этом их непреходящее значение. Зачастую у фронтового художника не было ни времени, ни возможности писать полотно маслом. А карандаш и бумага всегда были под рукой.

Уникальность рисунков военных лет заключается также и в том, что этот документальный материал был часто снабжён различными подробными авторскими комментариями.

В коллекции Таганрогского художественного музея есть удивительный карандашный набросок К.М. Молчанова под названием «Гвардии лейтенант медицинской службы Зенькова стреляет в фашистов» (1945). Фиксируя подвиг в графическом листе, художник поясняет, что лейтенант Зенькова, спасая раненого солдата и перевязывая ему раны правой рукой, левой убивает четырех фашистов. И это отнюдь не художественный вымысел.

 

 

К.М. Молчанов. Гвардии лейтенант медицинской службы Зенькова стреляет в фашистов. 1945

Бумага, карандаш 

Таганрогский художественный музей

 

Константин Михайлович Молчанов (1906-1980) в 1929 году окончил ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Участник Великой Отечественной войны. В 1942 году был призван в ряды Красной Армии. Четыре военных года художник не оставлял карандаш и краски, в 1944 стал участником двух больших художественных выставок – под Варшавой и в Берлине. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями за оборону Москвы и Сталинграда, за освобождение Варшавы, за взятие Берлина.

 

Во Владивостоке в Приморской государственной картинной галерее находится акварель И.А. Лукомского «Юная медсестра» (1943). Девичье лицо, тронутое румянцем; сосредоточенный взгляд серо-голубых глаз, обращённый внутрь себя. Что видела сестра милосердия на войне такого, что наложило на припухлое юное лицо отпечаток трагизма и опустошённости? – Страшную правду самой страшной войны XX века. До Победы – долгие два года. Как сложилась судьба девушки – неизвестно. Благодаря графической работе художника это лицо не кануло в вечность, а продолжает смотреть на нас с затаённой надеждой. Надеждой на мир и счастье.

 

  

И.А. Лукомский. Юная медсестра. 1943

Бумага, акварель

Приморская государственная картинная галерея, Владивосток

 

Илья Абелевич Лукомский (1906-1954) в 1930 году окончил Московские Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Участник Великой Отечественной войны. В 1942 г. в составе группы художников Студии им. М.Б. Грекова был в Сталинграде, работал в осажденном Ленинграде, принял участие в штурме Берлина. Выполнил, работая с натуры, множество портретов участников войны. Награжден медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

 

Многие художники-фронтовики с благодарностью вспоминали военных сестёр милосердия спустя годы после окончания Великой Отечественной. Живописец В.В. Кокачев попал на войну совсем молодым и вскоре был тяжело ранен. Картина «В госпитале» (1965) носит автобиографический характер. Она основана на реальных фактах фронтовой биографии художника.

…Уставшая медсестра на боевом посту в госпитале… спит. Стоя, прислонившись к открытой двери палаты. Она охраняет сон раненых бойцов, готовая при первой же надобности прийти на помощь.

 

 

В.В. Кокачев. В госпитале. 1965

Холст, темпера
Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар

 

Виталий Васильевич Кокачев профессиональное образование получил уже в мирное время. В 1956 окончил Ярославское художественно-педагогическое училище. Ветеран Великой Отечественной войны. Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «За Отвагу». Первый успех ему принесла картина «В госпитале», написанная по воспоминаниям о днях войны.

Свет доброты, милосердия, сострадания, участия, человеческого тепла пробивался через все страшные и тяжёлые будни медиков на войне. Медицинская сестра всегда ближе всех была к солдату – на полях сражений и в госпиталях. Под непрерывным обстрелом женщины выносили с поля боя раненых, чей вес превышал их собственный в разы. Если нужно было, брали в руки оружие и даже принимали на себя командование. Дежурили в госпиталях, не успевая поесть и поспать, находя для каждого раненого верные слова утешения…

Вглядитесь в эти лица.

Светлая память.